Отчеты и доклады о деятельности

Справка

о деятельности Департамента государственного заказа Томской области
за 2017 год

 

  1. Показатели работы в цифрах.

Основные показатели работы Департамента государственного заказа Томской области (далее – Департамент) и ОГКУ «ЦГЗ ТО» как уполномоченного органа (учреждения):

 

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Количество проведенных закупок,  шт.

605

2 464

3 057

2 659

Общий объем размещенных средств, млн. руб.

5 525,9

7 652,8

10 174,6

6 455,4

Экономия бюджетных средств, млн. руб. (%)

288,4 (11,31%*)

285,9

(12,35%*)

446,0

(10,8%*)

321,4

(10,8%*)

Среднее количество участников закупок, шт.

2,6

3,5

3,4

3,6

* расчет экономии осуществляется исходя из НМЦК закупок, по которым заключены контракты (цифры не приводятся).

Сокращение количества проведенных уполномоченным органом (учреждением) закупок связано, в том числе, с принятыми Департаментом мерами по повышению их эффективности за счет увеличения количества совместных закупок.

 

  1. Совместные закупки.

 

  •  

2015 год

2016 год

2017 год

Количество проведенных совместных закупок, шт.

  1.  
  1.  
  1.  

Общее количество заявок заказчиков, объединенных в совместные закупки, шт.

  1.  
  1.  
  1.  

Общий объем размещенных средств, млн. руб.

  1.  
  1.  
  1.  

Экономия бюджетных средств, %

  1.  
  1.  
  1.  

 

Перечень совместных закупок в 2017 году расширен закупками:

- лекарственных препаратов и медицинских изделий для учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Томской области;

- образовательных услуг для учреждений, подведомственных Департаменту труда и занятости населения Томской области.

 

В 2017 году среднее количество заказчиков, участвующих в одной совместной закупке составило 16, что меньше, чем в 2016 году – 22. Снижение данного показателя связано с проведением закупок на оказание услуг по обучению безработных граждан и невозможностью объединения потребностей большого количества заказчиков, так как обучение проводится по различным программам подготовки в зависимости от потребностей заказчика.

Совместные закупки в очередной раз подтвердили свою эффективность за счет сокращения трудозатрат на их проведение и экономии бюджетных средств за счет укрупнения лота (экономия по совместным закупкам превышает средний % экономии по закупкам).

 

  1. Участие в Рейтинге.

В этом году Томская область впервые приняла участие в Рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов Российской Федерации за 2016 год, проводимом Общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам». По итогам Рейтинга Томская область заняла достойное место среди сорока регионов и награждена дипломом за вклад в развитие закупочной системы.

Также Томская область приняла участие в тестовом Рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов Российской Федерации по закупкам, осуществляемым для муниципальных нужд. По итогам 1 полугодия 2017 года 10 муниципальных районов Томской области и 3 городских округа показали высокий уровень развития контрактной системы.

Примечание. Томская область заняла пятое место в представленном Аналитическим центром при Правительстве РФ рейтинге эффективности госзакупок по итогам первого полугодия 2017 года. Лидерами стали Ульяновская и Кемеровская области, а также Хабаровский край. Оценка производилась на основании открытых данных ЕИС.

 

  1. Реализация регулирующей (методология, обучение) функции.
    1. Региональная информационная система «АЦК–Госзаказ», интеграция с единой информационной системой в сфере закупок.

- В начале года Департамент столкнулся с отсутствием бесперебойной работы единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), а также ее интеграции с региональной информационной системой «АЦК-Госзаказ» (далее – система «АЦК-Госзаказ»), в связи с чем приняты исчерпывающие меры по недопущению срыва закупочной деятельности заказчиков Томской области (проведены совещания с ГРБС, имеющими подведомственные учреждения; подготовлены подробные инструкции; налажено взаимодействие с УФК по Томской области в целях разрешения возникающих проблемных вопросов);

 - во исполнение поручения Губернатора Томской области совместно с Департаментом государственной службы организованы курсы повышения квалификации гражданских служащих по работе в системе «АЦК-Госзаказ» на базе ОГБУ «Томский региональный ресурсный центр». Повышение квалификации прошли 35 гражданских служащих;

- разработано два видеоурока «План закупок» и «План-график закупок»;

- в течение года оказана методологическая помощь заказчикам по решению проблем, связанных с работой ЕИС и системы «АЦК-Госзаказ» (поступило более 2000 обращений).

  1. Семинары, совещания, рабочие встречи.
  • Проведены ежегодные масштабные семинары для государственных и муниципальных заказчиков по вопросам применения законодательства о закупках в соответствии с Законами:

- № 44-ФЗ (2-х дневный семинар, количество слушателей 554);

- №223-ФЗ (однодневный, количество слушателей 271 человек).

Впервые в семинарах принял участие представитель Прокуратуры Томской области, осветивший результаты надзорной деятельности по исполнению законодательства о закупках в Томской области.

  • Расширена работа с заказчиками по принципу отраслевой направленности, в рамках которой проведены рабочие совещания с руководителями учреждений, подведомственных Департаменту профессионального образования Томской области, Департаменту труда и занятости населения Томской области по вопросам эффективной организации закупочной деятельности в учреждениях (в 2016 году подобное мероприятие проведено для учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Томской области).
  • В начале года проведено традиционное совещание с руководителями главных распорядителей средств областного бюджета по основополагающим положениям законодательства о контрактной системе.
  • В целях повышения конкуренции при осуществлении закупок и, как следствие, увеличения экономии бюджетных средств, проведены 4 обучающих семинара для поставщиков Томской области. В рамках перехода на проектно-ориентированную систему управления исполнительных органов государственной власти Томской области Департамент принимает участие в работе проектного комитета по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства Томской области».
    1. Типовые формы (документации о закупках, протоколы, технические задания).

Кроме поддержания в актуальном состоянии типовых форм документов (документации о закупках, протоколы, технические задания), Департаментом разрабатываются новые. Так, перечень типовых форм технических заданий дополнен техническими заданиями:

- на

- по комплексному техническому обслуживанию медицинской техники.

 

В целях недопущения ошибок при осуществлении закупок разработаны и введены в эксплуатацию в системе «АЦК-Госзаказ» типовые формы документов, используемые при подготовке извещения и документации о закупке по услугам ОСАГО и услугам обслуживания медицинской техники.

 

  1. Взаимодействие с муниципальными образованиями ТО.
    1. Передача полномочий на определение поставщиков (исполнителей) на региональный уровень.

По поручению Губернатора Томской области в целях повышения эффективности закупочной деятельности муниципальных образований в рамках заключенных соглашений (Парабельский район, Кожевниковский район, Верхнекетский район, Первомайский район) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн. рублей проведено 5 закупок на общую сумму 196,2 млн. руб, экономия составила 23,6 млн. руб. По всем закупкам заключены контракты и ведутся работы на социально значимых объектах (газоснабжение, школы).

Практика заключения соглашений с муниципальными образованиями Томской области будет продолжена, так как доказала свою эффективность. Проведение закупок муниципальными заказчиками самостоятельно не всегда завершается заключением контракта.

  1. Консультативный совет.

Результатом длительной планомерной работы стало создание Консультативного совета в сфере закупок, задачами которого является качественная реализация и единообразие применения законодательства о контрактной системе на всей территории Томской области. Сформирован состав совета (включены представители всех муниципальных районов и городских округов), разработано и утверждено положение о совете, проведено заседание совета, на котором рассмотрены вопросы реализации изменений законодательства в сфере строительства, утвержден план работы совета на 2018 год.

  1. Методологическая работа с муниципальными заказчиками.

Для возможности повышения профессиональных знаний муниципальных заказчиков совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области» ежеквартально проводились семинары по актуальным проблемам применения законодательства в сфере закупок.

 

  1. Мероприятия в рамках Федерального закона № 223-ФЗ

С 2017 года Департамент претерпел структурные изменения, в части создания нового комитета по работе с отдельными видами юридических лиц. С целью выработки единого подхода заказчиков при реализации положений Закона № 223-ФЗ разработан проект унифицированного положения о закупках, а также методические рекомендации по формированию и размещению плана закупки товаров (работ, услуг) и по размещению годовой отчетности о заключенных договорах в рамках указанного закона.

При формировании указанного проекта запрашивались предложения и необходимая информация у областных заказчиков (учреждений).

Кроме того, проект положения о закупках направлялся на изучение в Прокуратуру ТО, по результатам которого высказан ряд предложений о доработке.

 

  1. Судебная практика и практика обжалования.

В 2017 году рассмотрено шесть судебных дел (состоялось 16 судебных заседаний в Арбитражном суде Томской области, 7 – арбитражном апелляционном суде) с участием представителей Департамента. Для сравнения, в 2016 году – 4 судебных дела.

По 4 из рассмотренных в 2017 году дел доводы Департамента относительно предмета спора были подтверждены вступившими в законную силу решениями суда, по 1 делу – требования удовлетворены частично.

Так Арбитражным судом Томской области было отказано в удовлетворении требований ООО «Дорнадзор» (7 арбитражный апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции) к Департаменту и заказчику о признании недействительными результатов открытого конкурса на выполнение работ по модернизации и развитию системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и государственного контракта, заключенного по результатам открытого конкурса, что позволило в установленные сроки внедрить на территории Томской области аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» для решения проблемы безопасности дорожного движения.

Количество жалоб в УФАС, поданных на действия, связанные с осуществлением закупок заказчиками Томской области в 2017 году, уменьшилось по сравнению с 2016 годом на 42% (25 и 43 жалобы соответственно). Снижение указанного показателя достигнуто, в том числе, путем усиления методологической работы Департамента с государственными и муниципальными заказчиками (организация и проведение обучающих семинаров, разработка типовых документов, дополнительная подготовка заказчиков к заседаниям УФАС по ТО по рассмотрению жалоб). Из всех поданных жалоб только в трех случаях доводы, изложенные заявителями, подтвердились. И то – частично.

 

  1. Нормотворческая деятельность, взаимодействие с федеральными органами власти.
  • В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей контрактную систему Томской области, внесены изменения в нормативные акты о нормировании и планировании закупок, в том числе по предложениям заказчиков. Разработаны и приняты 4 постановления Администрации Томской области (№ 100а от 24.03.2017, № 175а от 03.05.2017, № 193а от 23.05.2017, № 332а от 19.09.2017).
  • Рассмотрены 62 законопроекта, проекта правых актов, предложения и обращения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд, в Федеральный закон Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», иные правовые акты. С предложениями и замечаниями подготовлено 39 правовых заключений.

 

В рамках взаимодействия с федеральными органами власти в целях выработки в Томской области единого подхода при реализации контрактной системы Департаментом:

- направлено 14 запросов о применении законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Все полученные разъяснения доведены до сведения заказчиков Томской области.

- принимается активное участие в совете по контрактной системе при УФАС по ТО;

- проведено рабочее совещание с представителем УФСИН по Томской области, по результатам которого до заказчиков доведена информация об особенностях осуществления закупок у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.

 

 

Опубликовано:2015-03-19 15:03 | Обновлено:2015-04-21 15:12